Техника Мокуме Гане  Мокуме Гане — мокуме (текстура древесины) гане (металл) было изобретено Денбеем Шоами (Denbei Shoami) (1651-1728), который почти всю свою жизнь работал в префектуре Акита, Северная Япония. Он был мастером высшего класса, и ему было дано разрешение использовать имя Шоами из названия школы — Школа Шоами. В то время ему оказывал поддержку крупный феодал района Акита по имени Сатаке.
Самая старая его работа — козука (рукоятка меча), в ней он использовал золото, серебро, и медные ламинаты. Изготовление мечей оставило в творчестве Шоами отчетливый отпечаток, именно при изготовлении мечей он понял, что слои цветных металлов можно соединять между собой и получать поверхности, похожие на узорчатую сталь. Несмотря на то, что Шоами известен как создатель мокуме гане, это лишь одна из граней его деятельности. Он также занимает огромное место в истории ремесел как создатель исключительных изделий из стали, деталей и принадлежностей для мечей с применением резьбы и инкрустации.
Кроме технологий изготовления мечей, используемых в то время в Японии, на развитие мокуме гане оказывали влияние следующие факторы: высокий уровень мастерства, расширяющиеся познания в металлургии, широкий ряд материалов и цветных сплавов, уже используемых японскими мастерами. Эти факторы, а также накопленный опыт, переходящий от мастера к ученику, внесли значительный вклад в развитие техники мокуме гане. Сегодня найдено лишь несколько экземпляров ранней техники мокуме гане. Уцелевшие, с тех времен, предметы ограничиваются лишь приспособлениями для мечей.
Сложность технологии состоит в том, что разные, порой практически не сочетаемые металлы соединяются между собой в причудливые и очень красивые узоры, которые никогда не повторяются. Соединение металлов происходит при высокой температуре и высоком давлении, образуя диффузионное замещение атомов разных металлов в точке их соединения. В итоге, подобно волшебству, без участия припоя, проявляется четкая граница раздела между металлами. Весь процесс очень трудоемкий и очень затратный, требующий высокого ювелирного мастерства. В результате синтеза благородных металлов появляются изделия с характерной харизмой, эстетикой и неповторимостью, проявляя в рисунке старинную технологию мастеров феодальной Японии. Мокуме Гане — это превращение обычного в необыкновенное переворачивающее представление о ювелирном искусстве.
Этот способ заключается в составлении целостной композиции из двух или более разнородных металлов, которые накладывались друг на друга слоями, создавая в условиях термической обработки, однородный сплав. В традиции японской техники такой сплав достигался благодаря диффузионной сварке в угольных кузницах. Таким образом, разноцветные металлы при их сплаве разрезались и скручивались, создавая необыкновенные рисунки и узоры. Однако такая металлическая пластина считалась готовой, только после того как она окончательно выковывалась с использованием определенных производственных технологий.
Сам перевод понятия мокуме гане (mokume gane) означает металлическая древесина сосны, потому что рисунки на металле визуально напоминают древесную фактуру. Мокуме в буквальном смысле слова означает древесное око. Должно быть, это понятие использовалось, чтоб подчеркнуть сходство с древесным волокном. Гане переводится словом металл. Таким образом, буквально на русский все это понятие можно перевести как Металлическая текстура древесины.
Перед тем, как начать процесс, мастер должен выбрать металлы, различные по своим свойствам, наиболее важные из которых – ковкость и цвет. В выборе цвета важную роль играет не только естественный цвет металла, но также и те различные оттенки, которые могут появляться в результате применения химических веществ и/или накаливания.
В зависимости от количества материала и того рисунка, который нужно в результате получить, листы металла по своей толщине могут варьироваться от сотых миллиметра до одного сантиметра. Все листы вырезаются одинаковой формы и затем тщательно очищаются от пыли, жира и (самое главное) оксидов.
После плотного наложения всех пластин, металлическая заготовка нагревается до такой степени, что металлы вступают во взаимодействие друг с другом, образуя единый сплав. В зависимости от используемой техники, этот сплав может быть подвержен диффузионной сварке в твердом состоянии, переходном жидком состоянии или же каждый отдельный лист может пройти этап жидкой диффузной сварки, а уже затем быть присоединен к остальным металлическим пластинам. Перед тем, как нанести рисунок, пластины выковываются и привариваются друг к другу, образуя очень прочный сплав.
|